Статьи

 +7 (911) 100-30-50                                                                                        seminar@vekton.ru 

Дизайнерские наркотики и новые прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ: вопросы правового статуса, (Карпов Я.С.), ("Наркоконтроль", 2013, N 1)

08.07.2013 14:01

 

ДИЗАЙНЕРСКИЕНАРКОТИКИ И НОВЫЕ ПРЕКУРСОРЫ

НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВИ ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ:

ВОПРОСЫ ПРАВОВОГОСТАТУСА <*>

 

 

Карпов Я.С., заместитель начальника отдела Организационно-административного департамента ФСКН России (г. Москва).

 

В статье рассматриваются вопросы правового статуса дизайнерских наркотиков и новых прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.

Одной из актуальных проблем современности является злоупотребление новыми психоактивными веществами с неопределенным правовым статусом, что препятствует установлению мер контроля за ними и создает условия для беспрепятственного нахождения таких веществ в гражданском обороте.

В 2010 г. многие страны Европы, Северной Америки и Океании сообщили в Международный комитет по контролю над наркотиками о психотропных веществах, "разрабатываемых и производимых с помощью химических технологий таким образом, чтобы оставаться вне сферы международного контроля" <1>. Это явление стало новой мировой тенденцией в области незаконного оборота и потребления наркотиков.

——————————--

<1> Резюме Всемирного доклада о наркотиках (World Drug Report) за 2012 год //Наркоконтроль. 2012. N 3. С. 32 - 33.

 

Например, в качестве заменителей "экстази" на мировой рынок поступают производные пиперазина <2>, а начиная с 2008 г. в растительных курительных смесях обнаруживаются некоторые синтетические каннабиноиды, вызывающие действие, аналогичное действию каннабиса, но не относящиеся к контролируемым веществам.

——————————--

<2> К нимотносятся N-бензилпиперазин (БЗП) и 3-трифтор-метил-фенил-пиперазин.

 

Доступность таких веществ и безнаказанность их изготовления и распространения обусловили возникновение широко известных в настоящее время новых сленговых понятий: "дизайнерские наркотики", "спайсы", "легалка".

Ведущие специалистыв области права, медицины и социологии задействованы в выработке адекватных мер противодействия этому вызову.

Известно, что одним из инструментов политики в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия незаконному обороту таких средств и веществ является процедура их включения в списки веществ, потенциально опасных для человека и подлежащих контролю.

Так, например, в Российской Федерации только за последние два года в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю <3> (далее - Перечень), внесено свыше 100 новых средств и веществ. Но на смену им в гражданский оборот практически каждый день поступают психоактивные вещества, не включенные в указанный Перечень.

——————————--

<3> Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681.

 

Правовой статус такого рода потенциально опасных для человека химических веществ имеет основополагающее значение при решении вопроса о мерах контроля за их оборотом и ответственности за их незаконный оборот.

Представляется, что правовой статус химических веществ для целей антинаркотического законодательства следует рассматривать как юридически закрепленные меры контроля за конкретным химическим веществом (или отсутствие таких мер) и требования (критерии), которым вещество должно соответствовать, чтобы быть отнесенным к категории контролируемых веществ.

Дизайнерские наркотики намеренно разрабатываются и производятся с помощью химических технологий таким образом, чтобы оставаться вне сферы контроля. То есть изначально дизайнерские наркотики имеют статус веществ, находящихся в свободном обороте.

При соответствии находящихся в свободном обороте веществ, обладающих схожим с наркотическими средствами и психотропными веществами воздействием на организм человека, критериям (требованиям) отнесения веществ к категории контролируемых объектов их статус может быть изменен.

К примеру, в соответствии с приказом ФСКН России от 27 июля 2012 г. N 310 при установлении, что изъятые из оборота вещества не включены в Перечень или в списки сильнодействующих и ядовитых веществ, и при наличии информации, позволяющей предполагать их воздействие на организм человека, схожее с наркотическими средствами и психотропными веществами, эти вещества направляются на дополнительное исследование в экспертно-криминалистические подразделения ФСКН России для установления химической структуры изъятых веществ и близости этой структуры к химической структуре веществ, включенных в Перечень. Одновременно осуществляется сбор информации о названии веществ (сленговом,торговом, химическом), регионе их изъятия, производства и распространения, возможных путях трафика, адресах интернет-ресурсов распространителей, описании упаковки, физических свойствах, способах распространения и потребления, примерной разовой дозе, результатах медицинского освидетельствования задержанных лиц, последствиях от потребления и др.

Располагая проверенной информацией о воздействии изъятых из оборота веществ на организм человека, схожем с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также о промышленном, медицинском и научном использовании этих веществ, их распространении на территории иностранных государств, ФСКН России подготавливает проект соответствующего нормативного правового акта Российской Федерации о внесении конкретного вещества в Перечень.

Необходимо отметить, что согласно тексту Приказа ФСКН России от 27 июля 2012 г. N 310 экспертно-криминалистические подразделения ФСКН России проводят исследования изъятых веществ только на предмет установления близости их химической структуры с химической структурой веществ, включенных в Перечень.

Практическое применение Приказа ФСКН России от 27 июля 2012 г. N 310 ориентировано на установление правового статуса изъятых веществ как производных наркотических средств и психотропных веществ.

В то же время в целях эффективного применения мер уголовной и административной ответственности за незаконный оборот дизайнерских наркотиков представляется целесообразным обратить внимание и на процедуру отнесения таких веществ к аналогам наркотических средств и психотропных веществ, в том числе в рамках исполнения Приказа ФСКН России от 27.07.2012 г. N 310. Для этого потребуется внесение соответствующих изменений в указанный Приказ.

Кроме того, по нашему мнению, проблему дизайнерских наркотиков следует рассматривать и во взаимосвязи с прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ.

Федеральный закон Российской Федерации от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствахи психотропных веществах" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ) определяет прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ как вещества, часто используемые при производстве, изготовлении и переработке наркотических средстви психотропных веществ, включенные в Перечень в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (далее - Конвенция).

В настоящее время правовой статус многих химических веществ меняется. Одни из них перемещаются в Перечне из разделов "Наркотические средства" в разделы "Психотропные вещества" или "Прекурсоры" (например, амфетамин, лизергиновая кислота), другие - из раздела"Прекурсоры" в раздел "Психотропные вещества"(гамма-бутиролактон).

Так, например, Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2012 г. N 1003 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ" с 1 января 2013 г. Список I Перечня дополнен новым разделом- "Прекурсоры". В этот раздел внесена позиция "лизергиноваякислота и ее производные, за исключением производных, включенных в качестве самостоятельных позиций в Перечень".Одновременно эта позиция исключена названным Постановлением из раздела"Наркотические средства" Списка I Перечня.

Указанные изменения следует оценивать положительно, поскольку, по нашему мнению, они соответствуют положениям международного законодательства и будут способствовать формированию единообразной правоприменительной практики.

В такой нормотворческой тенденции обращает на себя внимание нахождение химического вещества 1-фенил-2-пропанон в разделе"Психотропные вещества" Списка I Перечня. Лизергиновая кислота и 1-фенил-2-пропанон в соответствии с Конвенцией 1988 г. относятся к веществам, часто используемым при изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, и включены в таблицу I Конвенции, т.е. являются прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ. Поэтому логичным решением законодателя будет дополнение раздела "Прекурсоры" Списка I Перечня химическим веществом1-фенил-2-пропанон, с исключением его из раздела "Психотропные вещества" Списка I Перечня.

Обращаясь к вопросу сходства (отличия) наркотических средств и психотропных веществ, их аналогов и производных от прекурсоров, необходимо отметить отсутствие единых взглядов специалистов на этот вопрос.

Прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ (особенно используемые в медицинской промышленности) могут оказывать психоактивное действие, вызывать психическую и физическую зависимость, а их химическая структура и свойства в определенных пределах могут быть сходны с химической структурой и свойствами наркотических средств и психотропных веществ.

Именно по этой причине правовой статус гамма-бутиролактона, являющегося до недавнего времени прекурсором таблицы II Списка IV Перечня, в 2012 г. изменился на статус психотропного вещества Списка III Перечня.

С другой стороны, лизергиновая кислота и ее производные, как уже отмечалось, включенные ранее вСписок I Перечня в качестве наркотических средств, с 1 января 2013 г. включены как прекурсоры в Список I Перечня.

Представляется, что в настоящее время следует проводить отличия наркотических средств и психотропных веществ от их прекурсоров по химическому и медицинскому признаку. При этом вопрос о возможном психоактивном действии и сходстве химической структуры и свойств веществ, являющихся de jure прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, остается актуальным и подлежит тщательному изучению в рамках фармакологической химии для целей развития антинаркотического законодательства.

В докладах Международного комитета по контролю над наркотиками уже используются такие понятия, как "производные фенилуксусной кислоты", включенной в таблицу II Конвенции и таблицу II Списка IV Перечня, а также "предпрекурсоры" - используемые организациями наркобизнеса промежуточные химические соединения, изготовленные на заказ, или фармацевтические препараты и натуральные продукты, содержащие контролируемые прекурсоры <4>.

——————————--

<4> См.:рекомендации 17 и 18 правительствам, Организации Объединенных Наций и другим соответствующим международным и региональным организациям из ежегодного Доклада Международного комитета по контролю над наркотиками (International NarcoticsControl Board) за 2011 год // Наркоконтроль. 2012. N 3. С. 38.

 

С учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 2012 г. N 1003, производные лизергиновой кислоты теперь являются производными прекурсора, за исключением случаев, когда такие производные включены в Перечень в качестве самостоятельных позиций в другие разделы: "Наркотические средства" либо "Психотропные вещества".

Таким образом, производные лизергиновой кислоты могут рассматриваться как производные прекурсора наркотических средств или психотропных веществ, либо как прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо как наркотические средства или психотропные вещества. Однако если правовой статус наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ в законодательстве Российской Федерации в настоящее время определен, то понятие "производные прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ", критерии и порядок отнесения веществ к такой категории, а также меры контроля за их оборотом в Федеральном законе N 3-ФЗ и иных нормативных правовых актах отсутствуют.

Кроме того, по нашему мнению, необходимо решить вопрос о правовом статусе веществ, задействованных в происхождении аналогов наркотических средств и психотропных веществ, процессе их производства, изготовления и переработки.

Акцентируя усилия на процедуре отнесения психоактивных веществ к аналогам наркотических средств и психотропных веществ, следует также изучать вещества, которые используются при их производстве, изготовлении и переработке.

Логическим завершением этой работы может являться последующее включение аналогов наркотических средств и психотропных веществ, а также веществ, задействованных в их производстве, изготовлении и переработке, в соответствующие разделы Перечня как наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров.

Для организации соответствующей работы потребуется внесение изменений в Приказ ФСКН России от 27 июля 2012 г. N 310 в части расстановки акцентов на необходимости установления правового статуса изъятых из незаконного оборота психоактивных веществ как аналогов наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

С учетом необходимости комплексного и всестороннего подхода к решению проблемы наркоугрозы целесообразно также распространить практику предусмотренного Приказом ФСКН России от 27 июля 2012 г. N 310 порядка не только на органы наркоконтроля, но и на все иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в соответствии со ст. 41 Федерального закона N 3-ФЗ противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, закрепив в специальном межведомственном приказе такой порядок.

Полагаем, что единообразный подход к рассматриваемой проблеме, в том числе с учетом международного опыта, будет способствовать стабилизации наркоситуации в нашей стране и являться адекватным ответом новым наркоугрозам.

При этом возможно и появление такой новой категории контролируемых веществ, как аналоги прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ. Такую категорию может составлять крайне широкий круг веществ, в значительной степени увеличивающийся с расширением перечня прекурсоров, а также наркотических средств и психотропных веществ.

Аналоги прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ должны быть подробно изучены втеории и практике. Результаты таких исследований могут стать основой принятия решения о внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации N 3-ФЗ в части их нормативного закрепления, установления мер контроля и ответственности в сфере оборота этих веществ.

 © 2018, ООО ВЕКТОН АУДИТ Технология «Сайт-Менеджер»