Статьи

 +7 (911) 100-30-50                                                                                        seminar@vekton.ru 

Научно-практический комментарий отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в сфере оборота прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (Юхман М.А., Карпов Я.С., Пенкин С.В., Зиновьев В.В.) ("Российский следователь", 2011, N 20)

10.06.2013 14:30

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В СФЕРЕ ОБОРОТА ПРЕКУРСОРОВ

НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ <*>

 

М.А. ЮХМАН, Я.С. КАРПОВ, С.В. ПЕНКИН, В.В. ЗИНОВЬЕВ

 

Юхман Максим Анатольевич, ФСКН России, кандидат юридических наук.

Карпов Ярослав Сергеевич, ФСКН России.

Пенкин Сергей Васильевич, ФСКН России, кандидат юридических наук.

Зиновьев Валерий Владимирович, ФСКН России.

 

В течение нескольких последних лет законодательство Российской Федерации в сфере оборота прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (далее - прекурсоры) как одна из составляющих государственной антинаркотической политики стремительно развивалось. Наряду с совершенствованием внутренних мер контроля за оборотом прекурсоров России, вступившей в Таможенный союз ЕврАзЭС, потребовалась новая правовая база, регламентирующая внешнеторговую деятельность, в том числе ограниченных к обороту товаров.

В результате существенно изменился не только Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", иные федеральные законы, регламентирующие смежные правоотношения, но появились также новые нормы международного права, множество подзаконных нормативных правовых актов, практическое применение которых иногда вызывает затруднение у субъектов оборота подконтрольных веществ, должностных лиц государственных органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), а также иных заинтересованных лиц.

В этой связи авторы, стремясь обеспечить единообразие правоприменительной практики в рассматриваемой сфере, анализируют в статье новые правовые нормы и наиболее часто встречающиеся проблемные вопросы, возникающие в связи с их применением.

Противодействие незаконному обороту наркотиков <1> продолжает оставаться важной проблемой национальной безопасности. В настоящее время количество только официально зарегистрированных потребителей наркотиков составляет более полумиллиона человек <2>. При этом их реальное число, по оценкам специалистов ННЦ наркологии Минздравсоцразвития России, сегодня достигает 2,3 млн. человек, или почти 2% населения страны, преимущественно наиболее социально активные россияне в возрасте от 18 до 39 лет. Кроме того, в сбыт наркотиков все чаще вовлекаются несовершеннолетние, женщины и безработные.

——————————--

<1> Здесь и далее термин "наркотики" может использоваться для обозначения наркотических средств, психотропных веществ, а также их аналогов или производных.

<2> См.:Статистический сборник "Состояние наркологической службы и основные тенденции учтенной заболеваемости в Российской Федерации в 2007 году". М.:ФГУ "Национальный научный Центр наркологии", 2008.

 

В поисках эффективных подходов к решению этой крайне острой для нашего общества проблемы государством проводится комплексная антинаркотическая политика, предусматривающая в том числе выработку новых правовых механизмов противодействия незаконному обороту наркотиков.

Как известно, одной из важнейших составляющих в реализации государственной политики в сфере контроля за оборотом наркотиков, а также в области противодействия их незаконному обороту является установление правовых основ эффективного контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ <3> в целях предупреждения возможности их незаконного использования.

——————————--

<3> Далее для обозначения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ используется термин "прекурсоры".

 

Так, в Российской Федерации, ставшей правопреемницей конвенционных обязательств СССР, в 1998 г. принят Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ).

В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона вещества, часто используемые при производстве, изготовлении и переработке наркотических средств и психотропных веществ, отнесены к прекурсорам и включены в Список IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 (далее - Список IV Перечня).

В Список IV Перечня вошли все 23 вещества из таблиц I и II Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (далее - Конвенция). Кроме того, в указанный Список дополнительно были включены три вещества (норпсевдоэфедрин, N-метилэфедрин, фосфор красный), часто используемые при незаконном изготовлении наркотиков в нашей стране, что соответствует положениям ст. 24 Конвенции, предоставляющей сторонам право применять к категории веществ, которые могут быть использованы для незаконного изготовления наркотиков, такие меры надзора, какие могут быть практически осуществимы.

Федеральный закон N 3-ФЗ явился первым законодательным актом Российской Федерации, установившим правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Закон обозначил базовые предпосылки формирования правовых механизмов контроля за легальным оборотом прекурсоров в Российской Федерации и мер противодействия их незаконному обороту.

Вместе с тем, несмотря на негативное развитие ситуации, связанной с незаконным оборотом наркотиков, наличие множества правовых пробелов и противоречий, препятствующих должному государственному контролю и, как следствие, осложняющих деятельность как самих хозяйствующих субъектов, так и соответствующих контролирующих органов<4>, лишь в последние несколько лет предприняты первые шаги по серьезной модернизации законодательства Российской Федерации в сфере контроля за оборотом прекурсоров.

——————————--

<4> ЮхманМ.А., Шендерей А.Е. Проблемы законодательного регулирования оборота прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации // Российский следователь. 2006. N 5. С. 49 - 51.

 

Вступивший в силу 22 июля 2010 г. Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 177-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ" (далее -Федеральный закон N 177-ФЗ) сформировал принципиально новые подходы к системе осуществляемого в рассматриваемой сфере государственного контроля.

Данным Федеральным законом существенно изменен ряд положений Федеральных законов от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ), кардинально преобразованы формы и методы государственного контроля в области оборота прекурсоров.

Вместе с тем в ноябре 2011 г. вступает в силу (за исключением отдельных положений) новый Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), непосредственным образом затрагивающий правоотношения, возникающие в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и, соответственно, определяющий особенную актуальность рассматриваемых авторами вопросов.

Раскрывая положения законодательства Российской Федерации в сфере оборота прекурсоров, авторы полагают целесообразным детально рассмотреть статьи Федерального закона N3-ФЗ (в редакции Федерального закона N 177-ФЗ) в их совокупности сквозь призму действовавших до недавнего времени правовых норм и положений законодательства Российской Федерации в сфере оборота прекурсоров, а также новых нормативных правовых актов, вступивших либо в скором времени вступающих в силу.

В редакции Федерального закона N 177-ФЗ ст. 1 Федерального закона N 3-ФЗ дополнена понятиями "оборот прекурсоров" и "производство прекурсоров", а понятия "препарат" <5>и "переработка" стали распространяться не только на наркотические средства и психотропные вещества, но и на прекурсоры.

——————————--

<5>Особенности, связанные с применением понятий "производство прекурсоров" и "препарат", рассмотрены далее.

 

В настоящее время оборот прекурсоров содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, осуществляемых в отношении прекурсоров. Таковыми являются разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации разработка, производство, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с таможенной территории Российской Федерации, а также уничтожение прекурсоров.

Необходимо указать, что под переработкой следует понимать действия, в результате которых происходят рафинирование (очистка от посторонних примесей), повышение в препарате концентрации прекурсоров, а также получение на основе одних прекурсоров других прекурсоров либо получение веществ, не являющихся прекурсорами.

Указанное определение, на взгляд авторов, не предполагает иных целей, достигаемых в результате выполнения действий по переработке прекурсоров, кроме как:

- рафинирование (очистка от посторонних примесей);

- повышение в препарате концентрации прекурсоров;

- получение на основе одних прекурсоров других либо получение веществ, не являющихся прекурсорами.

Таким образом, если цели переработки отсутствуют, то такие операции с прекурсорами, по мнению авторов, представляют собой использование указанных веществ.

Федеральным законом N 177-ФЗ в ст. 2 Федерального закона N 3-ФЗ закреплен не имплементированный ранее в российское законодательство принцип дифференциации мер государственного контроля за оборотом прекурсоров, заключающийся в разделении веществ в соответствии с установленными критериями на три таблицы и определении для каждой из трех категорий отдельных правил оборота.

Критериями включения веществ в одну из трех таблиц являются степень общественной опасности незаконного использования конкретного прекурсора, а также широта его распространения в народном хозяйстве.

В развитие положений ст. 2 Федерального закона N 3-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2010 г. N 398 Список IV Перечня разделен на таблицы I, II и III, а также увеличен с 23 до 56 веществ, отнесенных к прекурсорам ввиду их частого использования при незаконном изготовлении наркотиков.

Неотъемлемым условием отнесения того или иного вещества, указанного в таблицах I, II или III Списка IV Перечня, к прекурсорам является превышение установленной для него концентрации, определяемой исходя из массовой доли вещества в составе смеси (раствора). То есть если концентрация вещества меньше установленной, то оно прекурсором не является и, соответственно, специальные меры контроля в отношении его оборота не применяются.

В соответствии с примечаниями к Списку IV Перечня препарат, содержащий несколько прекурсоров, внесенных в различные таблицы Списка IV Перечня, контролируется как содержащийся в нем прекурсор, включенный в таблицу Списка IV Перечня, имеющую наименьший порядковый номер.

Смеси, содержащие несколько перечисленных в таблице III Списка IV Перечня веществ, подлежат контролю, если их суммарная концентрация равна или превышает концентрацию, установленную для одного из веществ, величина которой в таблице имеет наибольшее значение.

Принцип дифференциации мер контроля за оборотом прекурсоров как новелла нашел отражениев ст. ст. 28, 30, 37 и 38 Федерального закона N 3-ФЗ. Меры контроля за оборотом прекурсоров стали разделяться на особые (таблица I Списка IV Перечня) и общие (таблица II Списка IV Перечня). В отношении прекурсоров, внесенных в таблицу III Списка IV Перечня, допускается исключение некоторых мер контроля.

Так, п. 2 ст. 30 Федерального закона N 3-ФЗ установлено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанная с оборотом прекурсоров, внесенных в таблицу I Списка IV Перечня, осуществляется при наличии лицензии. При этом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" лицензирующими органами деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также культивированием наркосодержащих растений, являются Росздравнадзор и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Важно подчеркнуть, что ранее, согласно указанному пункту ст. 30 Федерального закона N 3-ФЗ, юридические лица могли приобретать и использовать в собственном производстве прекурсоры при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Данная правовая норма согласовывалась с пп. "II" п. 8 ст. 12 Конвенции, который предлагает странам осуществлять контроль над всеми лицами и предприятиями, изготавливающими и распространяющими химические вещества или участвующими в таком изготовлении и распространении, а также контролировать при помощи лицензий предприятия и помещения, в которых такое изготовление или распространение может иметь место.

В то же время Федеральный закон N128-ФЗ лицензирование какого-либо вида деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, не предусматривал.

Таким образом, с принятием Федерального закона N 177-ФЗ устранена существовавшая ранее коллизия норм международного права и Федерального закона N 3-ФЗ, с одной стороны, и Федерального закона N 128-ФЗ - с другой.

Пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности, связанной с производством, переработкой, хранением, реализацией, приобретением и использованием прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в таблицу I Списка IV Перечня в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2010 г. N 318, установлены обязательные лицензионные требования и условия деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, внесенных в таблицу I Списка IV Перечня.

Важно отметить, что в соответствии с п. 7 ст. 30 Федерального закона N 3-ФЗ к числу обязательных лицензионных требований и условий наряду с изложенными в вышеуказанном Положении при осуществлении такой деятельности относится наличие заключения ФСКН России об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к прекурсорам, непогашенной или неснятой судимости, а также справки, выданной учреждениями здравоохранения, об отсутствии заболеваний наркоманией, токсикоманией или хроническим алкоголизмом.

Порядок выдачи заключений ФСКН России установлен Приказом ФСКН России от 21 июня 2010 г. N 243 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по исполнению государственной функции по выдаче заключений об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к прекурсорам наркотических средств и психотропных веществ, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое и особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе совершенное за пределами Российской Федерации".

Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей получать соответствующие заключения ФСКН России и справки учреждений здравоохранения реализует одну из таких особых мер контроля, как установление ограничений на допуск лиц к работе, непосредственно связанной с прекурсорами, что, по мнению авторов, ограничивает доступ лиц из вышеуказанной "группы риска" к прекурсорам, незаконный оборот которых представляет повышенную степень общественной опасности. А это, в свою очередь, минимизирует возможность утечки таких веществ в незаконный оборот.

Порядок допуска лицк работе, непосредственно связанной с внесенными в таблицу I Списка IV Перечня прекурсорами, определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. N 892 "Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ".

В правоприменительной практике нередко возникает вопрос о том, что следует понимать под работой, непосредственно связанной с прекурсорами, и, следовательно, какие работники подлежат допуску к работе с прекурсорами в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. N 892.

То есть следует ли наряду с лицами, имеющими фактический доступ к прекурсорам (работник склада), оформлять допуск к работе с прекурсорами менеджеру по продажам, бухгалтеру, иным работникам предприятия, которые осуществляют, к примеру, разработку, приобретение, отпуск, реализацию прекурсоров, работая преимущественно с документами, отражающими оборот прекурсоров, нежели непосредственно с веществами.

Поскольку понятие "оборот прекурсоров" содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, осуществляемых как посредством прямого доступа к самим веществам, так и без такового, любой работник предприятия, имеющий отношение (прямое или косвенное) к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, должен подлежать допуску к работе с прекурсорами в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. N 892.

Наряду с изложенным необходимо также указать, что в отличие от действующего Федерального закона N 128-ФЗ одноименный Федеральный закон N 99-ФЗ, значительно сократив перечень лицензируемых видов деятельности, рассматривает оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также культивирование наркосодержащих растений как единый вид лицензируемой деятельности. При этом лицензия на данные виды деятельности будет выдаваться на неограниченный срок (бессрочная лицензия), и, что особенно важно,в соответствии с ч. ч. 3 и 4 ст. 22 Федерального закона N 99-ФЗ ранее выданные лицензии после его вступления в силу и по заявлению лицензиата станут бессрочными.

В этой связи порядок выдачи заключений ФСКН России об отсутствии у лиц, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, их прекурсорам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое и особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе совершенное за пределами Российской Федерации (далее -заключения), по мнению авторов, должен подлежать пересмотру, поскольку в настоящее время такие заключения выдаются на срок действия лицензий. Кроме того, в условиях бессрочного действия лицензии принципиально важно сохранить возможность осуществления постоянного контроля и обновления информации о лицах, на которых выданы заключения. Так, представляется целесообразным установить обязательную проверку таких лиц по специальным учетам с определенной периодичностью.

Учитывая вышеизложенное обстоятельство о том, что Федеральный закон N 99-ФЗ рассматривает оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, а также культивирование наркосодержащих растений как единый вид лицензируемой деятельности, положения о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров, внесенных в таблицу I Списка IV Перечня, культивированием растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, утвержденные Постановлениями Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 648, от 7 апреля 2008 г. N 249, от 11 мая 2010 г. N 318, от 10 декабря 2010 г. N 1012, подлежат отмене. Их сменит новый нормативный правовой акт, который утвердит положение о лицензировании, учитывающее единство видов лицензируемой деятельности в сфере оборота вышеуказанных подконтрольных средств и веществ, а также культивирования наркосодержащих растений. В нем авторам представляется важным разграничить обязательные и лицензионные требования в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, а также культивирования наркосодержащих растений.

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзоре) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) обязательными для исполнения требованиями являются требования, установленные федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

При этом в настоящее время лицензионные требования в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, а также культивирования наркосодержащих растений в полном объеме совпадают с обязательными требованиями, установленными Федеральным законом N 3-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Следствием указанного обстоятельства, согласно положениям Федерального закона N 128-ФЗ, а также принципам, закрепленным п. п. 5 и 10 ст. 3 Федерального закона N 294-ФЗ, явился тот факт, что полномочиями проводить проверки лицензионных и одновременно, как отмечено, всех обязательных требований в рассматриваемой сфере деятельности наделены только лицензирующие органы.

В этих условиях у ФСКН России отсутствуют полномочия по проведению в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, внесенных в таблицу I Списка IV Перечня, а также культивированием наркосодержащих растений <6>.

——————————--

<6> КарповЯ.С. Компетенция Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в сфере обеспечения соблюдения лицензионных требований и проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Административное и муниципальное право. 2011. N 2 (38). С. 62 - 69.

 

Сокращение объема лицензионных требований в сфере оборота прекурсоров, на взгляд авторов, позволит решить указанную проблему.

Например, в качестве лицензионных требований следует определить наличие условий для обеспечения безопасности такой деятельности и исключения доступа к подконтрольным средствам, веществам и растениям посторонних лиц (п. 11 ст. 30 Федерального закона N 3-ФЗ), а также обязанность назначения руководителем юридического лица (индивидуальным предпринимателем) лиц, ответственных за ведение и хранение специальных журналов регистрации операций с наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами (п. 12 ст. 30,ст. 39 Федерального закона N 3-ФЗ).

Такие же общие требования законодательства Российской Федерации, как регистрация операций с подконтрольными средствами и веществами в специальных журналах, соблюдение правил ведения и хранения указанных журналов, представление отчетности о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, представляется целесообразным не включать в перечень лицензионных требований, поскольку указанные требования относятся к рассматриваемой сфере деятельности в целом и их соблюдение является обязанностью любого хозяйствующего субъекта.

Таким образом, путем предложенного авторами примера разграничения обязательных и лицензионных требований может быть в полном объеме решена проблема возобновления исполнения ФСКН России государственной функции по осуществлению государственного контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в таблицу I Списка IV Перечня, посредством проведения соответствующих проверок, что прямо предписано пп. 11 п. 8 Положения о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. N 976.

Более того, такая реализация положений лицензионного законодательства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, а также культивирования наркосодержащих растений корреспондировала бы с ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 99-ФЗ.

Важно отметить, что руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель назначает лиц, ответственных за ведение и хранение специальных журналов, реализуя свои права (полномочия) в дискреционном порядке в форме организационно-распорядительного документа - приказа или распоряжения<7>. Если в силу особенностей производственно-хозяйственной деятельности предприятия необходимо ведение и хранение журналов в его разных структурных подразделениях, то и ответственными за исполнение таких обязанностей назначаются работники из состава именно тех подразделений, где осуществляется оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ведение и хранение журналов регистрации операций с подконтрольными средствами и веществами.

——————————--

<7> Статьей 39 Федерального закона N 3-ФЗ императивно установлено, что таким документом является приказ. В связи с отсутствием такого указания в п. 12 ст. 30 Федерального закона N 3-ФЗ в отношении прекурсоров допускается как приказ, так и распоряжение.

 

Внесение записей в журналы разных структурных подразделений юридического лица (индивидуального предпринимателя) возможно только руководителем юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо иным специально уполномоченным должностным лицом предприятия, назначенным, к примеру, осуществлять контроль за исполнением приказа (распоряжения), изданного во исполнение п. 12 ст. 30 Федерального закона N 3-ФЗ.

В целях реализации требований п. 9 ст. 30 Федерального закона N 3-ФЗ Приказом Минпромторга России от 28 июля 2010 г. N 638 утвержден Порядок определения производственных нужд юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих при осуществлении собственного производства прекурсоры, внесенные в таблицы I и II Списка IV Перечня (далее - Порядок). Приказ ограничивает производственными нуждами количество приобретаемых на год прекурсоров их конечными потребителями, что в совокупности с обязательным учетом прекурсоров в производственном цикле позволяет предупреждать возможность их использования в количествах, значительно превышающих производственные нужды, снижая тем самым вероятность их поступления в незаконный оборот.

В соответствии с п. 3 Порядка производственные нужды определяются на основании производственной и технологической документации (технологические регламенты производства, технологические инструкции и др.), регламентирующей процесс получения продукции требуемого качества, в том числе нормы расхода прекурсоров на единицу готовой продукции, а также при проведении контрольных операций в процессе производстве продукции. Такой порядок действует и в случаях использования прекурсоров в лабораторных целях.

К числу новых механизмов контроля, закрепленных в п. 10 ст. 30 Федерального закона N 3-ФЗ и имеющих превентивную направленность, относится также необходимость соблюдения установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августе 2010 г. N 640 специальных правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования и уничтожения прекурсоров, внесенных в таблицы I и II Списка IV Перечня (далее - Правила оборота). Правила оборота обязывают юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уничтожать прекурсоры только в присутствии комиссии, в состав которой включается представитель территориального органа ФСКН России, уведомлять территориальный орган ФСКН России о планируемом объеме производства прекурсоров на очередной год, а также о фактически приобретенном их количестве для производственных нужд.

Выделяя особенности функционирующей системы контроля, необходимо отметить, что в соответствии с п. 10 Правил оборота реализация прекурсоров физическим лицам осуществляется при предъявлении ими документа, удостоверяющего личность.

Вместе с тем, учитывая требования п. 2 ст. 30 Федерального закона N 3-ФЗ, устанавливающие особые меры контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в таблицу I Списка IV Перечня, реализация таких прекурсоров физическим лицам - гражданам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, недопустима.

В развитие положений ст. 37 Федерального закона N 3-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 419 для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей утверждены Правила представления отчетов о производстве, реализации, использовании, ввозе и вывозе (за исключением индивидуальных предпринимателей) прекурсоров, внесенных в таблицы I и II Списка IV Перечня, а также о производстве прекурсоров, внесенных в таблицу III Списка IV Перечня.

Также указанным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (далее - Правила ведения и хранения специальных журналов). Утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 419 Правила обязательны для всех участников оборота прекурсоров независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, а также количества прекурсоров и сферы их оборота (за исключением случаев использования прекурсоров без лицензии в соответствии со ст. ст. 35 и 36 Федерального закона N 3-ФЗ).

Важно отметить, что п. 6 Правил ведения и хранения специальных журналов не распространяется на случаи регистрации операций по отпуску, реализации, приобретению или использованию диэтилового эфира (этилового эфира, серного эфира) в концентрации 45% или более или перманганата калия в концентрации 45% или более массой, не превышающей 10кг, а также ацетона (2-пропанон) в концентрации 60% или более, метилэтилкетона (2-бутанон) в концентрации 80% или более, толуола в концентрации 70% или более, серной кислоты в концентрации 45% или более, соляной кислоты в концентрации 15% или более или уксусной кислоты в концентрации 80% или более массой, непревышающей 100 кг, а также смесей, содержащих только указанные вещества. При этом запись в журнале о суммарном количестве отпущенных, реализованных, приобретенных или использованных указанных веществ производится ежемесячно, и документального подтверждения совершения каждой операции не требуется.

Следует также обратить внимание, что Правила ведения и хранения специальных журналов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 419, в отличие от этих же Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 644, не предусматривают обязанность ежемесячной сверки прекурсоров путем сопоставления их фактического наличия с данными учета (книжными остатками) и отражения результатов сверок в журналах регистрации.

В то же время ст. 38 Федерального закона N 3-ФЗ для юридических лиц - владельцев лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществи их прекурсоров, установлена обязанность ежемесячно проводить инвентаризацию наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, находящихся в распоряжении указанных лиц, и составлять баланс товарно-материальных ценностей впорядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Информация о расхождениях в балансе или несоответствии данных баланса результатам проведенной инвентаризации в трехдневный срок после их обнаружения доводится до сведения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Таким образом, субъектам оборота прекурсоров, внесенных в таблицу I Списка IV Перечня, необходимо учитывать требования ст. 38 Федерального закона N 3-ФЗ.

Утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 419 форма журнала регистрации операций с прекурсорами дополнена новыми графами "Номер операции по приходу" и "Номер операции по расходу". В некоторых случаях юридические лица и индивидуальные предприниматели в связи со спецификой их деятельности для удобства учета прекурсоров дополняют утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 419 форму журнала графами произвольного содержания. При возникновении спорных вопросов о правомерности отклонения от утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 419 формы журнала регистрации операций с прекурсорами и наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.16 КоАП России, авторы полагают, что введение дополнительных граф в журналах регистрации операций с прекурсорами без структурного изменения их формы не образует состав административного правонарушения и не является нарушением обязательных требований законодательства Российской Федерации.

Одновременно, в связи с возникновением в правоприменительной практике спорных вопросов о правомерности внесения в специальный журнал записей об операциях, при которых изменяется количество прекурсоров, лицами, назначенными ответственными за ведение и хранение таких журналов в разных структурных подразделениях юридического лица (индивидуального предпринимателя) и осуществляющими ведение и хранение отдельных специальных журналов в каждом подразделении самостоятельно, полагаем возможным высказать мнение о недопустимости внесения записей в журнал структурного подразделения юридического лица (индивидуального предпринимателя) работниками, не включенными в состав этих подразделений и не имеющими специальных на это полномочий.

На практике нередки случаи, когда приобретенные до 22 июля 2010 г. вещества, включенные в Список IV Перечня, в ходе хранения утратили предельное содержание концентрации, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998г. N 681 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2010 г. N 398). В этой связи уместен вопрос, распространяются ли на оборот данных веществ требования законодательства Российской Федерации в области оборота прекурсоров и установленные меры государственного контроля.

Согласно Правилам оборота прекурсоров, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. N 640, несоответствие прекурсоров, внесенных в таблицы I и II Списка IV Перечня, требованиям технической документации служит основанием для принятия руководителем юридического лица (индивидуальным предпринимателем) решения о восстановлении или переработке либо изъятии из обращения и последующем уничтожении веществ в полном объеме.

То есть вопрос о применении (либо неприменении) мер государственного контроля в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области оборота прекурсоров, внесенных в таблицы I и II Списка IV Перечня, к веществам, оборот которых осуществляет предприятие, следует решать с учетом данных технической документации и (или) фактически установленной (подтвержденной проведенными анализами, исследованиями) концентрации веществ. При этом записи в журнал регистрации операций, связанных с оборотом таких прекурсоров, в том числе об установлении факта уменьшения их предельной концентрации, вносятся на основании соответствующих документов (к примеру, акта о проведении анализа, исследования).

Подчеркнем, что на прекурсоры, внесенные в таблицу III Списка IV Перечня, данные Правила не распространяются.

В таких условиях, по мнению авторов, в отношении оборота прекурсоров, внесенных в таблицу III Списка IV Перечня, должен применяться диспозитивный метод правового регулирования.

Таким образом, при установлении факта уменьшения предельной концентрации веществ, внесенных в таблицу III Списка IV Перечня, в журнал регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров, вносятся соответствующие записи на основании подтверждающих документов (акта о проведении анализа, исследования и т.п.). Дальнейшая судьба таких веществ определяется руководителем юридического лица (индивидуальным предпринимателем) самостоятельно.

Следует подчеркнуть, что до вступления в силу Федерального закона N 177-ФЗ в ст. 30 Федерального закона N 3-ФЗ законодатель не упоминал о такой категории хозяйствующих субъектов, как индивидуальные предприниматели. Учитывая же широкое использование подконтрольных химических веществ в технологических процессах, торговле, медицине и в быту, индивидуальные предприниматели зачастую являются участниками оборота прекурсоров, на который "антинаркотическим" законодательством накладываются определенные ограничения. Отсутствие в законе четкой позиции по указанному вопросу создавало предпосылки неоднозначного его толкования и, как следствие, обусловливало возникновение существенных трудностей для правоприменителей.

С принятием Федерального закона N177-ФЗ существенно изменилась ст. 28 Федерального закона N 3-ФЗ, устанавливающая правовые основы ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

В первую очередь следует отметить, что в ст. 28 Федерального закона N 3-ФЗ внесены изменения, однозначно указывающие, что ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется при наличии лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации - федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Федеральный закон N 164-ФЗ). Кроме того, именно Федеральный закон N 177-ФЗ законодательно закрепил, что одним из оснований для оформления лицензии на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, выдаваемой Минпромторгом России, является соответствующее разрешение ФСКН России.

Установив запрет на осуществление ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров индивидуальными предпринимателями, Федеральный закон N 177-ФЗ ограничил также категорию субъектов, осуществляющих ввоз (вывоз) прекурсоров, внесенных в таблицу I Списка IV Перечня, только государственными унитарными предприятиями (п. п. 2,3 ст. 28 Федерального закона N 3-ФЗ).

В то же время ввоз (вывоз) прекурсоров, внесенных в таблицы II и III Списка IV Перечня, осуществляется юридическими лицами независимо от их форм собственности при наличии соответствующей лицензии. А в отношении отдельных прекурсоров, внесенных в таблицу III Списка IV Перечня, допускается исключение некоторых мер контроля. Согласно п. 3 ст. 28 Федерального закона N 3-ФЗ их ввоз (вывоз) разрешается осуществлять без оформления лицензии в размерах и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Однако до настоящего времени соответствующий подзаконный акт Правительства Российской Федерации отсутствует.

Следует отметить, что в связи со вступлением России в Таможенный союз с республиками Беларусь и Казахстан таможенное законодательство союзных государств претерпело существенные изменения, в том числе в отношении ограниченных к обороту товаров, которыми являются также наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры.

В целях реализации решений Межгосударственного совета ЕврАзЭС, являющегося высшим органом Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, издано Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. N 181 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотическихсредств, психотропных веществ и их прекурсоров", которым определен порядок и основания ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в зависимости от осуществления внешнеторговой деятельности с государствами - участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Положение о ввозе (вывозе) в пределах Таможенного союза) и с государствами, не являющимися таковыми (далее - Положение о ввозе (вывозе) вне пределов Таможенного союза).

Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 19 утверждены Единый перечень товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее - Единый перечень), и Положения о применении ограничений. Согласно решению Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 132 "О Едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" установлено, что с 1 января 2010 г. правительства союзных государств применяют в торговле с третьими странами запреты и ограничения к товарам, включенным в Единый перечень, в соответствии с Положениями о применении ограничений.

В соответствии с Положениемо ввозе (вывозе) в пределах Таможенного союза прекурсоры перемещаются <8>без получения разовой лицензии Минпромторга России на основании разрешения ФСКН России (далее - разрешение) и, если они являются лекарственными средствами, сертификата Росздравнадзора (далее - сертификат). Перемещение наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, внесенных в таблицу I Списка IV Перечня, осуществляется только государственными унитарными предприятиями. Для получения разрешения и сертификата необходимо приобщить к соответствующему заявлению копию лицензии, полученной в соответствии с Федеральным законом N 128-ФЗ (с ноября 2011 г. - в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ), а также если наркотические средства, психотропные вещества или прекурсоры являются лекарственными средствами, в Росздравнадзор необходимо представить копию сертификата качества либо иного документа, подтверждающего качество наркотического средства, психотропного вещества или прекурсора.

——————————--

<8> Здесь и далее термин "перемещение" используется для обозначения ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

 

При осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами, не являющимися участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, порядок ввоза (вывоза) наркотическихсредств, психотропных веществ или прекурсоров качественно отличается.

Так, перемещение внесенных в Единый перечень наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров возможно лишь при наличии разовой лицензии Минпромторга России, полученной в порядке, установленном ст. 3 Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г., заключенного между правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - разовая лицензия).

Для получения разовой лицензии на ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществили прекурсоров, внесенных одновременно в Перечень и Единый перечень, заявителем должны быть получены разрешение ФСКН России и, если они являются лекарственными средствами, сертификат Росздравнадзора.

Ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, включенных в Единый перечень и на внесенных в Перечень, осуществляется нa основании разовой лицензии на ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров без получения разрешения и сертификата.

Ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, внесенных в Перечень и не включенных в Единый перечень, осуществляется при наличии разрешения и сертификата без получения разовой лицензии.

При этом во всех указанных случаях продолжает действовать общее правило о перемещении наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, внесенных в таблицу I Списка IV Перечня, только государственными унитарными предприятиями. Также для получения разрешения и сертификата необходимо приобщить к соответствующему заявлению копию лицензии, полученной в соответствии с Федеральным законом N 128-ФЗ (с ноября 2011 г. - в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ), а также если наркотические средства, психотропные вещества или прекурсоры являются лекарственными средствами, в Росздравнадзор необходимо представить копию сертификата качества либо иного документа, подтверждающего качество наркотического средства, психотропного вещества или прекурсора.

В отличие от действующего Федерального закона N 128-ФЗ одноименный Федеральный закон N99-ФЗ не содержит прямого запрета на нераспространение его положений на порядок осуществления внешнеэкономических операций. Более того, рассмотрев Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. N 181, мы убедились, что в ряде случаев совсем не обязательно получать лицензию Минпромторга России на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, выдаваемую в соответствии с Федеральным законом N 164-ФЗ.

Иными словами, как видно из анализа Положений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. N 181, которое, следует заметить, разработано в целях реализации международных правовых норм, не все императивные положения ст. 28 Федерального закона N 3-ФЗ подлежат неукоснительному применению.

Не менее спорным является вопрос о запрете транзита наркотических средств, психотропных веществи их прекурсоров, на который указывает п. 8 ст. 28 Федерального закона N 3-ФЗ. Ведь решениями Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 19 и Комиссии Таможенного союза Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 132 утверждены вышеуказанный Единый переченьи Положение о порядке ввоза, вывоза и транзита наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по таможенной территории Таможенного союза (далее - Положение). Положением установлен порядок транзита наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров через территории государств - участников Таможенного союза.

Таким образом, в рассматриваемых случаях действует закрепленный в ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации и п. 2 ст. 3 Федерального закона N 3-ФЗ принцип верховенства норм международного права, и нормы законодательства Российской Федерации, вступающие в противоречие с положениями международных актов, не подлежат применению.

В целях обеспечения контроля за ввозом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, вошедших в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 Перечень, но не включенных в раздел 2.12 Единого перечня, таможенные органы, обеспечивающие соблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией, в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, будут информировать территориальные органы ФСКН России о ввозе данной категории товаров в Россию.

Во исполнение требований ст. 12 Конвенции ст. 28 Федерального закона N 3-ФЗ дополнена нормой, согласно которой ФСКН России участвует в обмене предварительными уведомлениями об экспорте прекурсоров (п. 5 ст. 28 Федерального закона N 3-ФЗ). Направление в соответствующий компетентный орган иностранного государства предэкспортного уведомления является неотъемлемой частью проводимых с участием Российской Федерации международных операций.

Полагаем важным отметить особенности оборота наркотиков и прекурсоров специальными субъектами, такими, например, как воинские части и подразделения федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или правоохранительная служба.

Статья 28 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ дополнена п. 12, согласно которому воинские части и подразделения федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в целях обеспечения их деятельности осуществляют ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров без лицензии в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Однако до настоящего времени такой порядок не установлен.

Кроме того, ст. 36.1 Федерального закона N 3-ФЗ (в редакции Федерального закона N 177-ФЗ) устанавливает особый порядок использования наркотических средств и психотропных веществ воинскими частями и подразделениями федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или правоохранительная служба. В случаях участия таких частей и подразделений в вооруженных конфликтах, оперативно-боевых мероприятиях, выполнения боевых и учебно-боевых задач использование наркотических средств и психотропных веществ осуществляется ими по согласованию с ФСКН России без лицензии. При этом важно подчеркнуть, что порядок использования наркотических средств и психотропных веществ в рассматриваемом случае устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время такой порядок не установлен ни одним из федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или правоохранительная служба.

В то же время следует обратить внимание, что утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 419 Правила ведения и хранения специальных журналов, а также Правила представления отчетов являются обязательными для исполнения всеми без исключения воинскими частями и подразделениями федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или правоохранительная служба.

Таким образом, со вступлением в силу Федерального закона N 177-ФЗ сформировались правовые основы функционирования более эффективной и гибкой системы государственного контроля за оборотом прекурсоров, позволяющей:

1) выполнять международные обязательства Российской Федерации;

2) минимизировать возможность поступления прекурсоров в незаконный оборот;

3) реагировать на развитие наркоситуации путем переноса веществ из одной таблицы в другую.

Необходимо отметить, что Федеральный закон N 177-ФЗ создал правовую основу для реализации системы мер предупреждения незаконного использования прекурсоров, в той или иной степени распространенных в гражданском обороте. То есть введенные указанным законодательным актом правила легального оборота прекурсоров не были нацелены на предотвращение незаконного использования тех веществ, которые не должны присутствовать в гражданском обороте, так как используются исключительно в качестве сырья для незаконного наркопроизводства <9>.

——————————--

<9> Ранее одним из авторов рассматривался вопрос о необходимости формирования нового правового механизма, позволяющего ввести дополнительные меры контроля заоборотом прекурсоров, которые не нашли применения в промышленности и быту, но широко используются при незаконном производстве и изготовлении наркотиков и в этой связи представляют особую общественную опасность. См.: Карпов Я.С. Новые правовые меры противодействия незаконному производству и изготовлению наркотиков //Российский следователь. 2010. N 19. С. 34 - 36.

 

В октябре 2011 г. вступает в силу Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 139-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ" (далее - Федеральный закон N 139-ФЗ), который предусматривает дополнительные, наиболее строгие ограничительные меры контроля за оборотом отдельных прекурсоров.

Данным Федеральным законом в отношении прекурсоров, которые не используются в промышленности и не распространены в гражданском обороте, но могут быть использованы в подпольных нарколабораториях в качестве сырья для изготовления наркотиков, установлены меры контроля, аналогичные предусмотренным в отношении наркотических средств и психотропных веществ, включенных в Список I Перечня, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список I).

С этой целью Список I дополнился разделом "прекурсоры". При этом прекурсоры, используемые в промышленности и быту, остаются в Списке IV - Списке прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Таким образом, для прекурсоров, внесенных в Список I, установлен запрет на их оборот, за исключением использования указанных веществ в научных и учебных целях, а также экспертной и оперативно-розыскной деятельности.

Со вступлением в силу Федерального закона N 139-ФЗ государственная политика в сфере оборота прекурсоров, внесенных в Список I, будет основываться на принципах государственной монополии, а также лицензирования всех видов деятельности, связанных с их оборотом (за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 35 и 36 Федерального закона N 3-ФЗ в отношении экспертной и оперативно-розыскной деятельности).

Согласно Федеральному закону N 139-ФЗ (п. п. 8 и 11 ст. 1) для прекурсоров, внесенных в Список I, разрешается переработка в целях, предусмотренных Федеральным законом N 3-ФЗ. Любые операции с прекурсорами, внесенными в Список I, в результате которых изменяется их количество, подлежат регистрации в специальных журналах.

 

 

 

 © 2018, ООО ВЕКТОН АУДИТ Технология «Сайт-Менеджер»